СОШ №45 Средняя общеобразовательная школа №45

Социально-психологическая служба

Положение о социально-психологической службе

О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Общие положения

1.1. Социально-психологическая служба — один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением.

1.3. Социально-психологическая служба школы подчиняется — директору школы

1.4. Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.

1.5. Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации.

1.6. Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов и настоящим Положением.

1.7. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями учащихся и медицинскими работниками.

  1. Цели и задачи Социально-психологической службы.

2.1.Цель организации СПС — создание целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

2.2. Основные задачи Социально-психологической службы:

1) неотложная психологическая помощь учащимся школы и их семьям;

2) консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях школы;

3) обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;

4)социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

5) консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связным с охраной психического здоровья детей и подростков;

6) психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.

  1. Функции

3.1. Диагностическая функция:

— выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;

— изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;

— определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

— отслеживание и анализ динамики развития учащихся и классных коллективов.

3.2. Коррекционно-развивающая функция:

— разработка и проведение программ развития потенциальных возможностей ученика;

— выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

— проектирование систем социально-психологических мероприятий по решению конкретных проблем.

3.3. Реабилитирующая функция:

— защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;

— семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в семье, разработка рекомендаций по эффективному воспитанию ребенка, развития его потенциальных возможностей; профилактика психического и физического воздействия на ребенка в семье.

— психолого-педагогическая поддержка подростка в кризисной ситуации.

3.4. Воспитательная функция:

— разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»; — интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.

3.5. Профилактическая функция:

-разработка мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости,

-пропаганда здорового образа жизни,

-просветительская работа с родителями учащихся.

  1. Обязанности и права сотрудников социально- психологической службы.

Сотрудники психологической службы обязаны:

4.1. Участвовать в работе школьных методических семинаров, а также проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.

4.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы и другими курирующими организациями.

4.3. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4.4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.

4.5. Работать в сотрудничестве с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.

4.6. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

4.7. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4.6. данного раздела Положения.

  1. Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

5.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр и т.д.

5.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.

5.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.

5.4. Проводить в школе плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.

5.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.

  1. Организация работы социально-психологической службы.

6.1 В состав социально-психологической службы школы входят: педагог-психолог, социальный педагог.

6.2 Координацию деятельности службы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

6.3. Графики работы педагога-психолога и социального педагога утверждает директор школы. При составлении графиков учитывается необходимость работы по повышению квалификации и самообразованию.

6.4. На время отсутствия педагога-психолога и социального педагога их обязанности могут быть переданы только лицам, обладающим необходимой квалификацией.

6.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку, решаются в соответствии с трудовым законодательством КР.

Положение о Совете профилактики в школе

Совет профилактики создается в СОШ № 45 на основе Конвенции  о правах ребенка, Закона Кыргызской Республики « О профилактике правонарушений в Кыргызской Республики» N82 от  25 июня 2005 года и приложение 3 к совместному приказу Министерства внутренних дел Кыргызской Республики от 26  августа 2008 года N 818 и Министерство и образование Кыргызской Республики от 26 августа 2008 года N 524/1.

2 Задачи и содержание работы

2.1 Основными задачами Совета профилактики являются:

— профилактика правонарушений, безнадзорности и подростковой преступности:

— формирование у учащихся основ правовой культуры и законопослушного проведения:

— охрана прав детства

2.2 Члены совета участвуют в планировании работы школы по профилактике правонарушений

2.3 Совет  профилактики как общественный орган управления принимает решения рекомендательного характера на основе которых администрация школы может издать приказ по общеобразовательному учреждению.

3  Состав совета профилактики

3.1 Совет профилактики  создается из администрации школы (заместитель директора ВР), членов педагогического коллектива, инспектора ИДН, соц педагога,  педагога- психолога, представители общественности территориальных общественно-профилактических центров(ОПЦ), старшеклассников, членов родительского комитета.

4 Структура Совета профилактики

4.1 Совет профилактики открытым голосованием избирает из  своего состава председателя заместителя председателя, секретаря,  и членов комиссии.

4.2 Комиссии совета профилактики:

— комиссия по работе с «трудными» семьями решают вопросы семьи, охраны прав несовершеннолетних, социальной защиты детства:

— комиссия по работе с «трудными» учащимися решают вопросы дисциплины,  учебы, организации учебного процесса, профилактики правонарушений, безнадзорности  подростковой преступности, летнего труда и отдыха учащегося:

— правовая комиссия разрабатывает необходимые документы, регулирующие деятельность комиссии по вопросам профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних , координирует профессию комиссии Совета профилактики, осуществляет связь с Комиссией по делам детей, Отделом по поддержке семьи и детей с Инспекцией по делу несовершеннолетних.

5 Организация деятельности Совета профилактики

5.1 Совет профилактики проводит свои заседания, как правил, один раз в четверть в случае необходимости заседания могут быть в не очередными.

5.2 Решение совета профилактики принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее 2/3 его членов.

5.3 Совет профилактики работает по плану, принятому на заседании совета и согласованном с руководителем Общеобразовательного учреждения.

5.4 Заседание Совета профилактики оформляются протоколом.

5.5 В период между заседаниями Совета профилактики работает его президиум в составе 6 человек

— представителя:

-заместителя председателя:

— представителей 3-х комиссий :

—  секретаря

Президиум организуют текущую деятельность Совета, готовит материалы заседанием, осуществляет оперативное решение текущих вопросов,  контролирует выполнение решений Совета профилактики.

Решение президиума носят рекомендательных характер.

6 Функции Совета профилактики и его членов

6.1 Совет профилактики имеет право:

— выносить на обсуждение Совета любой вопрос, связанный с профилактикой безнадзорности,  право нарушений и подростковой преступности:

— вызвать на заседание Совета, индивидуальную беседу несовершеннолетних и родителей или лиц, их заменяющих, для проведения профилактической работы по предупреждению право нарушений среди учащихся.

— запрашивать у педагогических работников общеобразовательных учреждений информацию об учебе, поведений, взаимоотношениях несовершеннолетних,  о воспитании в семье, роли родителей воспитании и обучении ребенка:

-проводить рейды совместно с ИДН по предупреждению право нарушений преступлений  сред и несовершеннолетних:

— заслушивать педагогических работников общеобразовательного учреждения о работе по предупреждению право нарушений

6.2 Совет профилактики обязан

— доводить до сведения педагога, родителей и учащихся информацию о работе совета:

-представлять по необходимости выше стоящим организациям информацию о работе совета в соответствии с его компетенцией

7 Меры воздействия, применяемые Советом профилактики

7.1 К несовершеннолетним:

-обязать принести публичное или в личной форме извинение потерпевшему:

— поставить на внутри школьный учет:

— ходатайствовать перед администрацией общеобразовательного учреждения:

А) о вынесении предупреждения:

Б) об объявлении выговора или строгого выговора:

В) о направлении представления в КДД

Г) о направлении ходатайства в ИДН

7.2 К родителям несовершеннолетнего:

— ходатайствовать перед администрацией общеобразовательного учреждения:

А) о приглашении родителей на педагогический совет:

Б) о направлении представления в КДД:

В) о направлении ходатайства в РОВД для принятия мер к родителям.

8 Формы контроля за исполнением решений

 

— обследование семей подростков, о состоящих на внутри школьном учете,  заслушиваемых на Совете:

— проведение рейдов совместно с ИДН, представителями общественности,

— повторное заслушивание несовершеннолетних на предмет исполнения:

— индивидуальное собеседование представителя Совета профилактики (заместителя) с правонарушителем и его родителями:

— персональный контроль со стороны закрепленного за подростком ответственного за работу по предупреждению безнадзорности и право нарушений.

9 Номенклатура дел Совета профилактики

Номенклатура дел формируется согласно приказу директора общеобразовательного учреждения:

-план работы на учебный год:

— протоколы заседаний:

— представление на правонарушителей:

-справки, отчеты по персональному контролю и рейдам:

-акты, обследований.

Психологическая служба в школе

Содержание:

  1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.
  2. Стратегии психологической работы в школе

2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования

  1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ — специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

Цель психологической службы — обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

Содержание:

  1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
  2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
  3. Психо консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
  4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
  5. Психокоррекция — устранение отклонений.

Основная идея психологической службы — идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Главный принцип организации психологической службы — системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать это систематически (составить рабочий план)

  1. Стратегии психологической работы в школе

В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или «конструирование»).

Проектирование деятельности.

Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

Консультирование.

Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

Можно сказать, что если при консультировании цель психолога — максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

Проектировочная деятельность.

Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, — все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой — является составляющей многих сложных комплексных задач.

Ключом к решению многих проблем этого направления деятельности психолога в системе образования выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования

Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление — психологическое консультирование, — наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции.

Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая «смещенность» роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух «клиентов»: реального — учителя и потенциального — ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе — проектирование и консультирование.

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности.